Расширение «замочной скважины»

Это продолжение истории о съемке на полный кадр без виньетирования (затемнения углов). Мы уже писали в статье «М42 или М48?», что поставили новое Т-кольцо, и виньетирование стало меньше. К сожалению, тогда не получилось сделать ночных снимков по звездам, поэтому оценить результат было сложно. Сейчас эти снимки появились.

Кадр «1» — это с кольцом М42, кадр «2» — с кольцом М48.

Виньетирование не исчезло, но углы стали светлее. Это говорит о том, что кроме Т-кольца есть еще что-то, сужающее обзор. Это что-то находится дальше от матрицы, чем Т-кольцо, т.к. интенсивность тени слабее.

Что там есть еще? В кольцо М48 вкручивается 2-дюймовая втулка (баррель) – она точно не сужает поток. Дальше идет 2-дюймовый фокусер, в нем тоже нет узких мест. А фокусер устанавливается на выход трубы. Когда сняли фокусер, перед нами оказался еще один переходник. Здесь он отмечен стрелкой.

А здесь он под номером 3, называется rear cell port.

1 – microfocuser, 2- microfocuser adapter, 3 — rear cell port.

Переходник rear cell port (3) имеет 2-дюймовую резьбу SC. Это стандартная резьба для шмидт-кассегренов. Точнее обозначают UNC 2”-24. На нее устанавливают разнообразные аксессуары – редукторы, призмы, фото-адаптеры. У фокусера такой резьбы нет, поэтому на переходник (3) накручивается еще одно колечко — microfocuser adapter (2). На нем есть специальная бороздка, за которую цепляются винтики фокусера.

Открутим и рассмотрим деталь (3). Ведь именно она стоит между телескопом и всем остальным оборудованием.

Ее диаметр «в свету» всего 38 мм. Это даже меньше, чем у Т-кольца с резьбой М42. Ну а так как эта деталь отдалена от матрицы (между ними фокусер), то и тень от нее получается более размытой. Вот она – замочная скважина, которая мешает.

Дальше идет уже оптическая труба, больше ничего не откручивается.

Здесь видна гофрированная стенка трубки, по которой перемещается главное зеркало. Выходной диаметр  63,5мм – это 2,5 дюйма. Отличный диаметр! Теперь нужно сделать новый переходник, который бы не резал световой поток. Его «световой» диаметр должен быть больше или равен 2 дюймам, потому что работать будет с 2-дюймовым фокусером.

Главной проблемой оказалось определить характеристики большой резьбы на телескопе. Диаметр у нее 101,6 мм по штангенциркулю. Это 4 дюйма. Поиски в интернете привели к названию этой резьбы – 4″x16tpi. 16 витков на дюйм, значит. Еще больше характеристик обнаружили здесь https://www.gewinde-normen.de/en/16-un-thread.html Ответный диаметр по таблице 100,1мм. Измерили переходник – совпало! Шаг резьбы 1,587мм.

Но кто может сделать такой переходник? Нарезать дюймовую резьбу большого диаметра?

Раньше для изготовления индивидуальных переходников и адаптеров я обращался к Владимиру Митрофанову. Владимир — уникальное сочетание профессионального токаря и астронома–любителя в одном человеке! Токарь-астроном! На форуме он Сатурн. Оба получили широкую известность благодаря своим кольцам).

Владимир ознакомился с характеристиками резьбы и выразил готовность помочь! По образу и подобию старого переходника я начертил новый переходник с большим выходным отверстием. По размерам это был старый переходник, но на выходе у него отверстие 50мм и бороздки, как у колечка-адаптера (2).

Примерно через неделю я любовался блестящим переходником! По внешнему краю насечка, чтобы не скользил. На резьбе смазка, чтобы лучше накручивался. И точное попадание в размеры – фирменный стиль Владимира.

Покрасил матовой черной эмалью из баллончика, чтобы не бликовало. Только резьбу закрыл бумажным кольцом. Вот они рядом – старый слева.

Сразу видно, как много света не доходило до матрицы! Хорошо хоть они в Meade сделали этот переходник съемным, а не одним целым с трубой. Накрутился без проблем, как родной!

Теперь нужно было оценить качество изображения, как при визуальных наблюдениях через окуляр, так и при съемке. Несмотря на всю мою заинтересованность в этом, обстоятельства с пандемией и карантином существенно отодвинули этап тестирования. Если установил переходник в феврале, то визуальные наблюдения проводили в июле, а съемка получилась только в сентябре. Результат съемки такой:

Понятно, что лучше было снимать флэты (плоское поле), но до них руки опять не дошли. Как видим, затемнение осталось только в углах, причем довольно четкое. Это значит, что проблема в байонете Nikon. Больше световому потоку ничего не мешает. Для сравнения приведем все три стадии:

1 – Кольцо М42

2 – Кольцо М48

3 – Кольцо М48 + новый переходник.

Теперь поле стало гораздо ровнее. Если у нас появится профессиональная астро-камера с матрицей 36х24 мм, там виньетирования не будет вообще, т.к. они используют другое крепление. Например, резьбу М48. А вообще, выходной диаметр трубы 2,5 дюйма позволяет использовать матрицы 36х36 мм, но для этого понадобится уже другой фокусер. Думаю, мы и до этого когда-нибудь дорастём)

Еще пара слов о визуальных впечатлениях. Всё стало ярче. Яркие звезды выглядят «пересвеченными». Например, Альбирео стала такой яркой, что у компонентов труднее различаются цвета. Зато туманные объекты стали видны лучше. Шаровые скопления поражают разделением! Вот так мы расширили замочную скважину до размеров окна! Спасибо Владимиру Митрофанову!